Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности .Сухомлинский В.А.

Акварисование как метод арт-терапии

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов не на формирование у дошкольников ЗУНов, а, прежде всего, на развитие детей. И сейчас, как никогда, возрастает актуальность арт-терапевтического метода, суть которого заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные виды деятельности, используя различные материалы, играя, получают возможность выразить себя, выплеснуть отрицательные эмоции. В статье описан арт-терапевтический метод работы с детьми дошкольного возраста, его теоретические основы.

Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Сделать жизнь ребенка поддерживающей и развивающей, а не подавляющей и стрессогенной – цель взрослых. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребёнка – это работа по укреплению его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения развития и здоровья.

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Многие техники арт-терапии очень похожи на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей. Мы не учим детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

В эбру используются только натуральные материалы. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов.

Эбру помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект.

 

ЭБРУ (акварисование)

 

Вид творчества – эбру был открыт примерно в 11 веке. По-другому его еще называют акварисование. Это технология рисования специальными красками по поверхности воды, краски не тонут. Особенность такого рисунка в том, что главным и непосредственным участником процесса творческого является простая вода. Как поведет себя вода при рисовании, не предскажешь. Вот, например, художник начал рисовать свою картину без особого настроения и случается что-то необъяснимое – краски тонут и все, рисунок не захочет отпечатываться на бумаге или цвет не станет вообще проявляться. Вода может накапливать информацию, а может считывать ее.

Дети, которые наблюдают за тем как появляется рисунок на воде, воспринимают этот процесс как какое-то волшебство. А вот когда рисунок переходит с воды на бумагу, оставляя ее кристально чистой, то восторгам деток нет предела. Акварисование хорошо развивает детскую фантазию и воображение. Если внимательно понаблюдать за детьми, которые занимаются акварисованием, то можно проследить, что у них появляется как-бы свой мирок, в котором они себя проявляют творчески, раскрывают свой потенциал. Эбру может принести практическую пользу: развивает терпение, выдержку и мелкую моторику рук.

Эбру помогает деткам почувствовать единство с природой. Что может быть еще более естественным, чем вода, органические краски и фантазия? Где-то в два годика ребенок может сделать свой первый рисунок на воде. Но это делается только при помощи мамы, которая обязательно должна поддерживать своего кроху, пока тот старательно выводит свой рисунок. Этот процесс может доставить малышу только удовольствие и положительные эмоции.

На занятиях дети создают изображения красками на поверхности воды, а затем переносят его на те или иные поверхности. ЭБРУ — разновидность турецкого декоративно — оформительского искусства, но в последнее время техника ЭБРУ все чаще применяется в живописи. На воде выполняются портреты, пейзажи.

Нашей целью является формирование разносторонне развитой личности, мотивированной на познание и творчество.

 

Домашнее марморирование

 

Есть вариант, когда вовсе не используется водный раствор. Вместо него можно взять пену для бритья. Подкрашенная пена дает эффектный мраморный рисунок. Технология проста: в поддон надо выдавить пену и немного разровнять поверхность (например, линейкой или гребнем), добавить разбавленные водой краски. Затем шилом, зубочисткой, иголкой либо другим заостренным предметом нанести узор. Поддон будет заполнен разноцветной пенной массой. После этого положите на емкость лист бумаги. Лист должен быть меньше поддона, чтобы его края не загибались и не мялись.

Аккуратно переверните лист, дайте просохнуть пене. После чего ее надо осторожно удалить с листа. Рисунок, который останется, и есть образчик домашнего марморирования.

Чтобы работать в данной технике, не нужно образования художника. Можно вообще не уметь рисовать и даже не уметь провести две параллельные прямые, но все равно стать автором уникального творения. Эбру больше чем искусство. Это тихая мелодия красок, танцующий рисунок, брызги фантазии, не скованной предрассудками. Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Для взрослых людей это один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм.
Известно, что вода имеет свойство успокаивать и снимать напряжение. Потому на подобных занятиях люди не просто рисуют — они отдыхают, как отдыхали на мудром востоке знатные особы: они занимались творчеством. Стоит лишь довериться кисточке, и она сделает все за вас.